Есть свидетельства, что на могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!». Так первые христиане исповедовали свою веру в бессмертие человеческой души и радость единения живых и усопших в Боге, ибо Бог наш «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20). Вселенская родительская суббота (мясопустная) — день особого поминовения усопших у православных христиан. Отмечается за неделю до Великого поста.
В дни Великого поста каждый христианин призван совершить посильный духовный подвиг, подвиг самоограничения, воздержания ради покаяния, духовного очищения. Этот подвиг немыслим без дел милосердия. Молитва — дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, выделены субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В 2025 году дни поминовения выпадают на следующие даты: суббота 2-й седмицы Великого поста — 15 марта 2025 года и суббота 4-й седмицы Великого поста — 29 марта 2025 года. Одна из родительских суббот в нынешнем году совпадает с днём памяти Сорока мучеников Севастийских. 22 марта, в день памяти мучеников Севастийских совершается полиелейная служба мученикам и Литургия, заупокойная же служба в эту субботу не совершается.
Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Потому каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный рая, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.
Все наши молитвы за усопших весьма полезны и для нас, потому что понуждают нас задуматься о своей жизни, о своих мыслях, словах и делах, не всегда достойных Бога, противоречащих Его заповедям, помогают нам не ослабевать в постнических наших подвигах, но содействуют в стараниях исправиться и жить по-христиански.