Великий пост – время деятельное, «время, когда, – как писал митрополит Антоний Сурожский, – мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны». Весь Великий пост устроен так, что участвуя в богослужениях, вникая и разбираясь в том, чему посвящена каждая из семи недель этого предпасхального пути, человек может глубже прочувствовать Великую Радость Воскресения Христова. Весь великий пост — это трудный путь к самому себе во Христе.
Великий пост — время покаяния. Стремление к праведной жизни делает нас способными замечать свои грехи и каяться в них. Но, поднимая голову из-под епитрахили, человек не всегда ощущает, что полностью освободился, очистился от бремени. Кого-то – напротив – захлестывают вдруг «ниоткуда» взявшиеся слёзы, которые дают нам чувство спокойствия и лёгкого сердца. Всё это – свидетельства того, разрешилась ли душа от своего бремени. Связь между слезами и покаянием – самая прямая: преподобный Пимен Великий говорил, что «всякий, желающий избавиться от грехов, избавляется от них плачем». Не плакать о грехах невозможно. На исповеди, сокрушающийся о грехе, испытывает досаду и стыд, страх и печаль перед Богом, – испытывает для того, чтобы вместо ощущения ложного блага обратиться к благу истинному. Кающийся будет плакать – или слезами покаяния, или слезами скорбей, которые нам посылаются за грехи. Там же, где нет греха, водворяется духовная радость, легкость совести и мир. Грех, который безучастно, без духовного труда исповедовали, появится снова и будет наносить душе вред.
Преподобный Нил Синайский говорит, что лучше всего «совершать исповедь делами: постом, бдением, щедрою и радушною милостынею или другими плодами, каких требует покаяние. Потому во время Великого поста православные христиане приносят особое покаяние, которое в Церкви и называют особо – говение. Говение – это пост, который отличается о обычного пощения «большей строгостью касательно пищи и сна и тем, что всегда соединяется с другими благочестивыми занятиями, каковы: прекращение житейских забот и дел, сколько можно, чтение святых книг, неопустительное хождение в церковь на положенные службы и прочее».
Но в немощи нашей и в повседневных «суетах» не всегда мы можем уделить достаточное внимание своей духовной жизни. На практике, многие могут попоститься и поговеть лишь в первую и последнюю недели поста: седмицу, оканчивающуюся Торжеством православия, и Страстную седмицу. И вот приходит человек в конце поста к исповеди и кается в том, в силу каких-то причин не соблюдал Великий пост как следует. А время – действительно было упущено зря, потому что не одной только исповедью возможно очиститься от греха.
Так, в писаниях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина преподобный Пинуфий говорит, что «вечное спасение обещается не только раскаянию». Помимо раскаяния, самым очистительным действием для души обладают любовь и милосердие. Апостол Пётр подтверждает это мнение: «Прежде всего, имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Перт. 4, 8). Сами же грехи уничтожаются «исправлением нравов». И эта почва станет весьма благодатна для добродетелей. «Нет греха, – свидетельствует святой Иоанн Златоуст, – которого бы не могла очистить, которого бы не могла истребить милостыня». В очах Божиих всего лишь две лепты перевесили подношения богатых (Лк., 21, 3). Милосердие к ближнему совершается не только с помощью материальных средств, но еще более – делами: оказать помощь и поддержку, разделить горе, «носить бремена друг друга». И если мы будем милосердными, тем более милосердие Божие пребудет с нами.
Путь к спасению возможен и через умение прощать и не осуждать. Господь поставил в прямую зависимость наше отношение к ближнему и отношение Господа к нам. В молитве, которую дал нам Христос, мы просим: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» (Мф., 6, 12), – тем самым уменьшая или увеличивая собственное греховное бремя. Чтобы нам не прельщаться и не превозноситься над другими, нужно помнить и об этих словах Спасителя: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Мф. 6, 37). То же мы слышим и в великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина: «…даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Молитва сама по себе уже является средством к спасению. Это бесценный дар богообщения. И если искренняя, вдумчивая молитва приближает к Богу, то приближает и к спасению души человека и к осознанию воскресения Христова.