«Ныне настала радость для всех, вознаграждающая прежнюю скорбь: предстал Вездесущий, чтобы все исполнить радости. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения; теперь отвергнув от себя обманчивое богатство греха, она уневещивается Творцу; теперь первоначальный состав наш принимает новый вид, и состаревшийся мир отлагает ветхость – плод греха». Была ли и будет ли для рода человеческoго какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественнoго естества, быть в соединении с Богом? Момент Благовещения объединяет прошлое, настоящее и будущее всего человечества.
Почему же событие, имевшее величайшее значение для мира, не открывается миру? Потому, что люди с самого начала стали противиться совету Божию о спасении людей. Люди, будучи созданы по образу Божию, не тем путем хотели достигнуть подобия Божия, каким определил Бог, но, вопреки Его заповеди, они прельстились обещанием достигнуть знания и вкусили от древа познания добра и зла, думая, что таким образом и сами будут подобны Богу. Но, вкусив от древа познания, вопреки заповеди Божией, они удалились от древа жизни. Бог оставил их «ходить путями своими», дабы сами они познали, как эти пути безжизненны. Прельщенные стремлением к знанию и «надмеваясь плотским своим умом», мудрствующим «по стихиям мира» , они сделались неспособны к уразумению предвечного совета Божия о спасении людей. Удобнее могла уразуметь его смиренная Дева из народа Израильского.
Ныне таинство, запечатленное прежде всех веков, открывается и все получает во Христе возстановление. Ныне всемогущая сила Зиждителя вселенной приводит в окончательное исполнение совет, держанный Им о сотворении мира, дабы разрушить совет, начальником злобы издревле против нас составленный. Посему-то ликуют Ангелы, сорадуются человеки и весь обновляемый мир приходит в себя. Архангел Гавриил, слетев с горних обителей в земные страны, предстал в Назарете и, пришед к Деве, кротко объявил Ей о неизреченном смотрении Божием. В этом и состоит таинство примирения Бога с человеками. Вот и предмет настоящего торжества – соединение Бога с человеками, обожение воспринятой Им природы, обновление образа нашего, перемена состояния нашего на лучшее, возвышение и восхождение наше на небеса. Посему все ныне преисполнено радости!..
Архангел предстал в доме Девы и, приступив к чертогу, в котором Она находилась, тихо приблизился к двери и, вошед в нее, воззвал к Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Ты обрела благодать у Бога; «и се, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Вышнeго, – и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, – и воцарится над домом Иаковлевым во веки и царству Его не будет конца». Что может быть удивительнее того, когда Бог видимо снисходит на землю и даже носится в чреве жены? Неслыханное дело! Бог, которому «престол – небо и подножие – земля» – в женской утробе! Всевышний Бог, сопрестольный с Отчею вечностию – во чреве! И есть ли что необыкновеннее, как Богу явиться в образе человека, не разлучаясь с Своим Божеством, как нам видеть все естество человеческое соединенным с Творцем для того, чтобы обоготворился весь человек – первая жертва греха?
«Она же, – как говорит Священное Писание, – смутилась от слова сего и размышляла Сама с Собою, говоря, чтобы это было за приветствие?» Смотри, какой разум имеет Дева! Она, услышав сие, и зная непреложность высочайшей власти воли Божией, сказала Ангелу: как это будет, когда Я не знаю мужа? Ты обещаешь Мне – говорит Она – что-то странное; ты возвещаешь Мне то, что превосходит естество: Я браку не причастна, – Я обручилась жениху, но браком не сочеталась; Я знаю только в Иосифе обрученника, но не мужа; со Мною живет жених, но не разделяя брачнoго ложа.
Гавриил отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышняго осенит Тебя». В утробе Девы, свободной от страстей и чистой от всякой вещественной привязанности, Творец воздвиг нерукотворенный храм тела (Спасителя). Посему «раждаемое будет свято и наречется Сын Божий»: тот предвечный Младенец, который от Святаго Духа, чрез Святаго Отца, непостижимо образовался, поистине будет Святым и назовется Сыном Всевышнeго, как Слово, совечное Всевышнему. Она ответила радостным гласом: «се раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Святой Андрей Критский.