Мы «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19).
В Толгской обители, что под Ярославлем, во время паломнической поездки я стала невольным свидетелем того, каким откровением становится для нас, меряющих земными мерками, Божий мир. Девочка-подросток и монахиня стояли возле раки с мощами святых, потом подошли к чудотворной иконе Божией Матери. И вдруг девочка спрашивает у матушки:
— А зачем нужно целовать мощи и иконы?
— Чтобы святые и Божия Матерь видели, что ты их любишь.
В следующее мгновение ребенок, оглядывая молящихся, удивился ещё больше:
— А как же они нас слышат?
Нам часто, будто апостолу Фоме, душа которого требовала ощутимых доказательств духовного бытия, для молитвы нужно отправиться в паломничество, приехать к мощам и чудотворным иконам. Меряя километры, мы, в первую очередь, совершаем молитвенный путь в своем сердце. Но ни время, ни расстояние нас и святых не разделяют. Между молитвой и её услышанием нет никакого промежутка. Многим кажется, что святые недосягаемы. Но сами угодники Божии свидетельствуют иное. «Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам», – говорила святая Матронушка, обещая и по своем уходе помогать всем, кто придет за помощью. Святителя Николая люди называют скорым помощником, потому что всегда обретали помощь в молитве святому. Евангелист Лука свидетельствует, что святые слышат людей, потому что равны ангелам: «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). Их духовное зрение и духовный слух совершенны. Ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение или желание от них не ускользает, потому что Дух Божий, в Котором они пребывают, все видит и слышит, Он вездесущ.
Примеров молитвенной поддержки святых множество. Всё потому, что и святые, и люди – члены единой Церкви Божией, земной её части и небесной. На небесах всё живет и движется Духом Святым. Но и на земле действует тот же Святой Дух. От Него ничего не скрыто. Святые угодники в Царствии Небесном зрят славу Господа, но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. В Духе Святом, Который на земле пребывает в Церкви, в таинствах, в Священном Писании и в душах верующих, угодники Божии видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши молитвы. И когда мы молимся им, то в Духе Святом они слышат наши молитвы, и наши души чувствуют, что они молятся за нас. В молитве душа обретает утешение и успокоение – это свидетельствует о том, что молитва услышана. Но когда ей исполнится, решает Господь.
Мы молимся святым, как нищие люди просят у богатых. Как просят совета пребывающие в заблуждении, как нуждающиеся ищут необходимое средство. Без надежды никто не спешит к с просьбой к высокому и богатому человеку, благодеяния которого все знают, который неоднократно доказал свою щедрость. Живя на земле, святые научились любви Божией от Духа Святого. С этим духовным всеобъемлющим чувством, угодивший Богу человек переходит в вечную жизнь, где любовь возрастает и становится совершенной. В Духе Святом мы становимся ближними для святых, а потому они не забывают нас и молятся за нас. Святые – благоухающие сосуды благодати Божией. И они непрестанно радеют о спасении всех людей, живущих на земле, ходатайствуют об их спасении. Когда они молятся, Господь может помиловать даже недостойного. Взгляд Бога, раздраженного нашими грехами, успокаивается на праведниках, на их любви к Богу. И ради их заслуг Господь милует нас, недостойных Его милости. «Как скажешь: Вси святие, молите Бога о мне! так все святые воскликнут на небе: Господи, помилуй! и будет тебе приобретение», – научал духовных чад преподобный Нектарий Оптинский.
Даже если кажется нам, что мы один на один молимся Богу, без святых, то это не совсем так. Молитва многоголоса. Многие молитвы составлены святыми, и мы молимся их словами, переживаем их духовные впечатления. В храме молитвенное многоголосие усиливается ещё больше, потому что люди молятся соборно. Молящийся находится в союзе с бесчисленным множеством воинства Христова, победивших грех или борющихся с ним. И нас, и святых связывает именно молитва: это наш общий труд. По милости Божией, мы имеем молитвенников за нас на земле – священников. Также имеем молитвенников за нас на небе – святых угодников. И молитвы наши слушают все небеса. Потому что молитва – это и есть жизнь духа. Она начинается на земле, когда человек кается, стяжает благодать Божию; она сопровождает человека в церковных таинствах и в трудные моменты земной жизни, и становится ещё явственнее в вечности. Дать ей определение довольно трудно. Молитва человека святым и Богу – не просто общение, не только просьбы, не одна только радость от переживания близости к Богу. Это и духовный путь личности, и ощущение пространства-времени, и мера благочестия, и сила, способная изменить жизнь, и связующая сила. В первую очередь, она призвана связывать тех, кто живет на земле, и тех, кто находится на Небе, и тех, и других одновременно связывая с Богом. В этом и есть сила жизни, земной и небесной.
…А девочка в Толгской обители получила от монахини такой ответ:
— Если ты умеешь говорить, то куда же по-твоему должны деваться произнесённые тобой слова? Они всегда устремляются в Небо!
Татьяна Белянко.