Сырная Седмица

Масленица — 2025 | Централизованная библиотечная система города Ярославля

Масленица, или же сырная седмица… В это время можно услышать, будто Великий пост уже идет: мясо ведь вкушать уже нельзя, да и браки в храмах не венчают, а в среду и пятницу не служат Литургии. Но всё же первостепенный смысл этих семи дней – в подготовке. Преподобный Серафим Саровский учил идущих по стезе Христовой: «Благодать не груша, её сразу не съешь». Вот так не невозможно нам, людям, из привычных будней шагнуть в Великий пост, во время особых размышлений о Боге, предваряющих Светлое Воскресение.

Начинается Сырная седмица в первый день после мясопустной недели, когда Святая Церковь вспоминает Страшный Суд Христов, в Евангелии читают: «Приидет Сын Человеческий во славе Своей, и вси Святии Ангели с Ним», призывая каждого подумать о своей душе. В песнопениях, которые поют в храмах на Сырной неделе, свидетельствует: «Отверзошася Божественного покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа». И ещё: «Се время покаяния, предпразднственный сей постов ход». Также слышим из песнопений: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством». Закончится Сырная седмица воспоминанием об изгнании первых людей из рая, когда мы отдалились и удалились от Бога. В эти семь дней человек должен наблюдать своего рода ретроспективу того, что ожидает человека в будущем и почему. Именно эти чувства и мотивируют путь покаяния и дают полное ощущение личной ответственности перед Богом: «Господи и Владыко живота моего…» Отсюда будет исходить искренность покаянных молитв Великого поста.

В церковном календаре Сырная седмица появилась как напоминание о помощи Божией: в 610-640 гг. византийский император Ираклий, на протяжении шести лет воевавший с персидским царем Хозроем, дал обещание не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом в случае победы. Император одолел врага. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав. Когда через три с половиной столетия веру византийского императора приняли на Руси, то понятие духовности в сознании людей стало преобладать над восприятием времени, которому подчинялись все жизненные циклы и обряды русского языческого народа. День весеннего равноденствия представлял собой особую дату в календаре наших предков. С этим днем и был связан праздник масленицы, являвший собой и проводы зимы, и прославление весны. Со времен Крещения Руси этот праздник обрел, кроме прикладного, еще и духовное значение. Ведь радость Масленицы – это не только радость идущей весны, но и радость будущего Воскресения Христова. Сегодня этот праздник ассоциируется, прежде всего, с трапезой, с блинами. Именно это блюдо помогало русским людям преодолеть сословные, имущественные и должностные различия, чтобы явить милость ближнему. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники или нищие. Однако, в Сырную седмицу, если Церковь призывает отлагать страсти, то страсти в нашей несдержанности лишь более прилагаются, ведь до сих пор масленицу сопровождают традиционные народные гуляния. Её встречают, наряжают пёстрой большой куклой; масленицу играют, меряясь удалью; сидят вечерами у родственников за блинами, угощая каждого, кто придет; и наконец в Прощенное воскресенье стараются забыть все ссоры. Даже со всеми языческими пережитками праздника, Церковь не отменят масленицу, потому что Церковь не отделяет себя от людей – отделяется она лишь от неверных убеждений. Равно как и масленица не отменяет Церкви и её учения. А потому Сырная седмица – это время, когда, осмысливая свой духовный путь, нужно подумать о том, чем будет занята ваша душа во время Великого поста: чтением ли Евангелия, молитвой ли, милостью ли к ближнему, подвигом ли…

Добавить комментарий