Крестопоклонная Седмица

Третья неделя Великого Поста

 

Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»

Почитание Креста понимается учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой дорогой ценой совершено наше спасение. Почитая крест, христиане обращаются к величию той жертвы, которую Иисус Христос принес ради всех нас.

С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе, которая следует за страданиями. Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

«Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя…

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом».

Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты», том 1.

 

Добавить комментарий