Свет Фавора

Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании

Второе воскресение Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Великий делатель Иисусовой молитвы утверждал, что Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного мира и о невозможности какого-либо знания о Нем. Человек — образ и подобие Божие — и имеет возможность приобщиться к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света.

Святитель Григорий стал основателем духовной практики под названием исихазм. Свет Божий — сущность самого Бога. К Божественному свету может прикоснуться каждый человек во время общения с Всевышним при помощи молитвы, читаемой в соответствии с особой практикой. В исихазме был важен процесс созерцания, а также методы молитвенных медитаций, помогающие достичь состояния покоя и отрешенности от всего мирского. Концентрироваться на молитве необходимо в уединенном месте.

«Бог, как свет, видится, и светом творит чистых сердцем, почему и называется светом», — эти слова Григория Паламы как нельзя лучше дополняют слова Христа о блаженных, чистых сердцем, ибо они Бога узрят. Увидеть Божественный свет можно, лишь полностью освободив душу и мысли, а достичь этого можно при помощи особой техники молитвы, когда человек участвует в ней весь целиком — душой, телом, умом и сердцем. Божественная энергия во время молитвы преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.

Григорий Палама писал свои труды на основе собственного реального духовного опыта, который он пережил как монах.

Добавить комментарий